Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» появился недавно, это правовое понятие введено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Условия для индивидуальной работы с воспитанниками
1. |
Использование педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с детьми (индивидуального маршрута развития воспитанника) |
Коррекционно-образовательная работа с воспитанниками осуществляется в соответствии с индивидуальным маршрутом развития и индивидуальным учебным планом |
2. |
Наличие индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения работы с инофонами |
Нет |
3. |
Наличие индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными воспитанниками |
Сопровождение одаренных детей осуществляется на основе индивидуального образовательного маршрута. |
4. |
Проведение психологических исследований, опросов |
Не проводится |
5. |
Наличие штатных психологов или договора с ЦППМС |
2 педагога- психолога в штате |
6. |
Наличие штатных логопедов |
8 учителей-логопедов в штате |
7. |
Наличие штатного учителя-дефектолога |
1 учитель дефектолог |
Образовательного учреждения используют личностно-ориентированный подход в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Для воспитанников разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, обеспечивающие освоение адаптированной образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника (п.23, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Групповые и индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием непрерывной образовательной деятельности и вариативными режимами дня (для детей – инвалидов предусмотрен индивидуальный щадящий режим дня).
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка направлен на оказание индивидуальной помощи ребенку в планировании своей деятельности, применении умении и навыков в самостоятельной и совместной деятельности с педагогами. Цель: освоение содержания адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в соответствии с индивидуальными возможностями. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка составляется с учетом состояния здоровья, особенностей психофизического развития, познавательных интересов и потребностей.
Коррекционно-образовательную работу с воспитанниками осуществляют штатные специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учитель-дефектолог. Для организации подгрупповых и индивидуальных занятий в Образовательном учреждении имеется комната психологической коррекции, комнаты речевой коррекции, кабинет учителя-дефектолога.