Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остаётся актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительной отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют ети с II и III уровнями речевого развития.
II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказать о семье. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций. Трудности дети испытывают при использовании предложных конструкций. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков.
Более высокий III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в помощи родителей, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение затруднительно и ограничено знакомыми ситуациями.
Фонематическое недоразвитие у детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков. Диагностическим показателем этого уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры. На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Активный словарь – беден. В словаре мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий. Рассказ-описание мало доступен для них: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления.
У детей с ОНР наблюдается особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие.
Несмотря на отдельные отклонения от возрастных норм, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию. У них более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в итоге позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Учитель-логопед
Тимофеева Н.В.